Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
имени Героя Советского Союза В.В. Петренко
муниципального образования Староминский район
(МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко)
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко
протокол от 20 декабря 2024 года № 9
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 3
им. В.В. Петренко
________________ /В.В. Чуприна/
Приказ от 20 декабря 2024 года № 214
УЧТЕНО
мотивированное мнение Совета
родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся
МБОУ СОШ № 3
им. В.В. Петренко
протокол от «20» декабря 2024 г. №2
УЧТЕНО
мотивированное мнение Совета
обучающихся МБОУ СОШ № 3
им. В.В. Петренко
Протокол от «20» декабря 2024 г. № 3
ПОЛОЖЕНИЕ
о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с
ОВЗ, умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 3
имени Героя Советского Союза В.В. Петренко
муниципального образования Староминский район
2024
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 имени Героя
Советского Союза В.В. Петренко муниципального образования Староминский район» (далее
— Положение) является локальным актом, регулирующим порядок, периодичность, систему
оценок и формы проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ,
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данное положение регулирует
правила проведения промежуточной аттестации обучающихся, применение единых
требований к оценке обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) по различным предметам.
— Настоящее Положение разработано в соответствии с:
• Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012.г.,
• Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 – ФЗ;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным
приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598;
• Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённым
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1599;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (ФГОС НОО-2021);
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021г. № 287 (ФГОС ООО-2021);
• Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 (далее ФАОП
НОО ОВЗ);
• Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего
образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения
России от 24.11.2022 № 1025 (далее ФАОП ООО ОВЗ);
• Федеральной адаптированной образовательной программой обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденной
приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 (далее ФАООП УО);
• Постановлением правительства Российской Федерации от 30.04.2024 г. № 556 «Об
утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил
проведения мероприятий по оценке качества образования»;
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
• Порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 2.09.2020 г. № 458;
• Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.09.2013 г. №1082;
• Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 №882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
• Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 № 845/369 «Об
утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
• универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего
образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в
федеральных процедурах оценки качества образования, одобренные решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее –
ФУМО), подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным
учреждением "Федеральный институт педагогических измерений", размещенные на
сайте https://fipi.ru/metodicheskaya- kopilka/univers-kodifikatory-oko/
• Уставом МБОУ СОШ № 3 им В.В. Петренко и регламентирует содержание и порядок
текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Положение принимается Педагогическим советом МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко,
имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения и утверждается директором
школы.
1.2. Положение является локальным актом школы, разработано в целях:
регламентирования порядка оценки знаний и достижений обучающихся в
освоении адаптированных образовательных программ в ходе промежуточной аттестации;
установления единых требований к оценке достижений обучающихся и
выставлению отметок (единой «оценочной политики») при промежуточной аттестации;
организации наблюдения за продвижением учащихся в своем развитии;
определения форм, периодичности и порядка проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
1.3. В Положении использованы следующие определения (понятия), с точки зрения
дидактики, применяемые в педагогической практике
— оценка знаний, навыков и умений представляет собой процесс определения
количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки
обучаемых существующим оценочным требованиям, предъявляемым к ним школьными
программами;
— отметка — это количественная оценка знаний, навыков и умений, приобретенных
учащимися, являющаяся результатом процесса оценивания, выраженная в баллах;
— выставление отметки — определение балла (количественно выраженной оценки)
по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени
ее успешности.
1.4. Оценку обучающихся с ЗПР, легкой и умеренной степенью умственной отсталости, в
том числе и обучающихся на дому, во 2-х — 9-х классах школы по всем предметам
образовательной программы, за исключением учебного предмета «ОРКСЭ», коррекционного
блока, принято осуществлять по 4-х балльной системе с измененной шкалой оценивания по
каждому предмету.
1.5. Вследствие того, что образование некоторых категорий детей с ОВЗ и умственной
•
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не является цензовым, отметки в баллах,
выставляемые обучающимся, также не являются «цензовыми», т.е. они не могут быть
приравнены к оценкам учащихся общеобразовательной школы, а являются лишь показателем
успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе.
1.6. Оценка обучающихся с тяжелым (глубоким) нарушением интеллекта, в том числе
категории семейного обучения проводится без выставления отметок. Оценивается
продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстниками.
1.7. Освоение адаптированной образовательной программы, в том числе отдельной части
или всего объема учебного предмета, курса образовательной программы, сопровождается
промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным
планом, и в порядке, установленном МБОУ СОШ № 3 им.В.В. Петренко.
1.8. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных
достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной
деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего контроля
успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса
максимально эффективным образом для достижения результатов освоения адаптированных
основных
общеобразовательных
программ,
предусмотренных
федеральными
государственными образовательными обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ, ФГОС УО (ИН)).
1.9. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, предусмотренных адаптированной образовательной программой.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, по итогам учебного
года. Промежуточная аттестация по учебному предмету «ОРКСЭ» не проводится.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Текущий и промежуточной контроль успеваемости учащихся осуществляется:
по четвертям – во 2-9-х классах по всем предметам учебного плана.
2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости
обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)
2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся с ОВЗ и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проводится в течение учебного периода в целях:
контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных адаптированной
образовательной программой;
оценки соответствия результатов освоения адаптированных образовательных программ
требованиям ФГОС ОВЗ, ФГОС УО (ИН) (с учетом пунктов 1.5, 1.6, 1.7 данного
Положения);
обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное внесение
элементов коррекции в индивидуальные планы
2.2. Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность и сроки проведения,
обязательные формы и их количество) проводится: с учетом особенностей психофизического
развития и возможностей детей с ЗПР и детей с интеллектуальными нарушениями;
рекомендаций ПМПК (ППк); здоровьесберегающих технологий; определяется учителем,
ведущим учебный предмет, при планировании на учебный год и отражается в рабочем
варианте его программы (календарно-тематическом плане).
2.3. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки с учетом особенностей
учебного предмета (Приложение 1)
2.4. Для каждого учебного предмета представлен свой перечень форм контроля с учетом
особенностей учебного предмета (Приложение 2)
2.5. В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами школы
разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень, который
смогли достичь обучающиеся в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного
продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время
проверки.
2.6. Поурочный контроль и контроль по темам и разделам рабочих программ определяется
педагогами МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко самостоятельно с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (по уровням
образования), индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, содержанием
образовательной программы, используемых образовательных технологий не чаще одного раза
в 2,5 недели, при этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных
процедур не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на
изучение данного учебного предмета;
2.7. Оценка устного ответа, обучающегося с ЗПР, легкой и умеренной степенью умственной
отсталости при текущем контроле успеваемости, выставляется в электронный журнал в виде
отметки по 4-балльной системе в конце урока.
2.8. Письменные, практические, самостоятельные, контрольные и другие виды работ,
обучающихся с ЗПР, легкой и умеренной степенью умственной отсталости, оцениваются по 4балльной системе, выставляются в бумажный/электронный журнал.
2.9. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с адаптированной
образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с
учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную
корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося. В ходе текущего
контроля успеваемости педагог не может оценить работу обучающегося отметкой «2»
(«неудовлетворительно») при выполнении самостоятельной работы обучающего характера.
2.10. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план.
2.11. Обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной
соответствующими документами, более 65% учебного времени, отметка за четверть /
полугодие не выставляется даже при наличии трёх текущих отметок или контроль знаний
указанных обучающихся осуществляется в индивидуальном порядке в соответствии с
индивидуальным графиком, утвёрждённым приказом ОО и согласованным с родителями
(законными представителями) обучающихся.
Обучающемуся,
пропустившему
по
неуважительной причине более 50% учебного времени, отметка за четверть / полугодие не
выставляется даже при наличии трёх текущих отметок.
2.12. Проведение текущего контроля не допускается сразу после пропуска занятий по
уважительной причине с выставлением неудовлетворительной отметки. Обучающимся,
пропустившим письменный контроль и устные контрольные работы без уважительной
причины, необходимо выполнить данный вид контроля в обязательном порядке.
2.13. Оценка выставляется в день проведения контрольной работы для конкретного
обучающегося с учетом рейтинговой системы оценивания.
2.14. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в
мероприятиях по оценке качества образования (ВПР) по решению МБОУ СОШ № 3 им. В.В.
Петренко, с согласия родителей (законных представителей) и с учетом особенностей
состояния здоровья и психофизического развития.
2.15. Результаты ВПР фиксируются МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко в электронном
журнале в АИС «Сетевой город «Образование». В день проведения ВПР учителя –
предметники делают на предметной странице журнала соответствующего предмета запись
«Всероссийская проверочная работа» и выставляют отметки после получения результатов.
2.16. Отметка за ВПР выставляется в электронный как текущий контроль. Результаты ВПР
используются в МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко для совершенствования преподавания
учебных предметов на основе аналитических выводов о качестве образования.
2.17. Обучающиеся основной и подготовительной медицинских групп, имеющих справку об
освобождении от физических нагрузок, должны находиться на уроке физической культуры в
спортивном зале (в спортивной форме) и заниматься теоретической подготовкой по предмету,
возможность которой обеспечивает учитель физической культуры. В данном случае работа
ученика на уроке оценивается за выполнение заданий, связанных с теоретической
подготовкой.
2.18. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей)
сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством
заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник
учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей)
учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными
представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля
успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на
получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной
форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться
классному руководителю.
2.15.Текущий контроль предметов блока коррекционных занятий.
2.15.1. При планировании развития психомоторики и сенсорных процессов учителем
разрабатывается схема обследования и оценки уровня сформированности моторных и
сенсорных процессов у детей, которая позволяет отслеживать продвижение учащихся в своем
развитии. Отметки в журнал не ставятся.
2.15.2 При планировании логопедической работы педагог-логопед составляет речевые
карты с направлениями работы и картами динамического наблюдения за состоянием
письменной речи учащихся, с помощью которых отслеживает развитие речи учащихся.
2.15.3 Федеральной и региональной программ по ЛФК не существует. Специалистом по
ЛФК разрабатывается локальная программа, исходя
из общепринятых в специальном
образовании форм и методов, а также возможностей школы.
Последовательность
работы определяется структурой нарушения, имеющегося у ребенка и рекомендациями
ПМПК. Программа должна быть рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета
и утверждена директором школы.
2.16.Текущий контроль обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающих образование в
форме индивидуального обучения на дому.
Текущий контроль по основным предметам проводит учитель, осуществляющий
обучение на дому. Для проверки качества усвоения индивидуального плана, составленного в
соответствии с программами учебного плана для детей с ограниченными возможностями
здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на
дому, по итогам полугодия и года учителями проводятся контрольные работы в форме
промежуточной аттестации.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации детей с ограниченными
возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обучающихся индивидуально на дому, систематически заносятся в бумажный/электронный
журнал.
2.16.Текущий контроль учащихся с тяжелой (глубокой) степенью умственной отсталости.
Обучение детей данной категории организовано по специальным программам, на основании
которых составляются учебный план и индивидуальные программы для каждого ребенка, в
которых указано, какими умениями и навыками должен он овладеть, метод оценки знаний
обучающихся, воспитанников. Отметки не выставляются. Отслеживается продвижение
учащихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстниками.
3. Содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации
3.1. Целью аттестации является:
объективное установление фактического уровня освоения адаптированной
образовательной программы и достижения результатов освоения адаптированной
образовательной
программы
учащимися
с
ОВЗ
и
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС ОВЗ и ФГОС УО (ИН);
- оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им адаптированной образовательной программы и учитывать индивидуальные
потребности учащегося с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в осуществлении образовательной деятельности;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы;
- обеспечение основания перевода, обучающегося в следующий класс;
- допуск обучающихся с ОВЗ к экзамену, в том числе обучающихся с легкой и
умеренной степенью умственной отсталости по трудовому обучению.
3.2. Промежуточная аттестация в МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко проводится на основе
принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися
образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся
результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования,
формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами
и иных подобных обстоятельств.
3.3. Для отслеживания уровня знаний и умений используются:
Стартовые, промежуточные и итоговые контрольные работы;
тестовые диагностические работы;
текущие (тематические) проверочные работы;
разноуровневые (дифференцированные) контрольные работы.
Результаты текущего, промежуточного и итогового контроля фиксируются в
бумажных/электронных журналах. С учетом психофизиологических особенностей
обучающихся учитель может не выставлять в журнал неудовлетворительные отметки по
результатам текущего контроля. По результатам контрольных работ в журнал выставляются
все полученные обучающимися отметки.
3.4. Стартовая диагностическая работа проводится в начале учебного года. Она позволяет
определить актуальный уровень предметных знаний, умений и навыков обучающихся,
необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития»,
организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Итоги стартовой работы могут
быть оценены в баллах и выставлены в журнал только в случае положительного результата.
3.5. Тематические проверочные работы проводятся по завершению изученной темы. Возможен
вариант отсроченного контроля, когда проверочная работа дается уже в ходе изучения
следующей на этапе решения частных задач, что позволяет увеличить время на закрепление и
отработку пройденного материала.
3.6. Контрольные работы проводятся по окончанию изучения разделов. Содержание
контрольных работ с учетом психофизиологических особенностей обучающихся может
дифференцироваться по форме предъявления материала, объему, степени сложности, мере
самостоятельных действий.
3.7. Итоговые проверочные работы проводятся в конце четверти и учебного года.
Содержание контрольных работ включает в себя все основные темы учебного периода.
Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения.
Работа может проводиться в несколько этапов.
В отношении детей с особыми образовательными потребностями школьным
психолого-педагогического консилиумом может быть вынесено решение о дифференциации
форм итогового контроля предметных знаний, умений и навыков.
3.8. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются на основе
следующих показателей, применительно к освоению адаптированных и основных
общеобразовательных программ:
«5» - за работу, в которой нет ошибок, и есть не более одного недочета;
отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему материалу
«4» - за работу, в которой допущено 1-3 ошибки или 4-6 недочетов; не
более 2 ошибок или 4 недочета;
«3» - не более 6 ошибок или 10 недочетов; не более 5 ошибок или не более 8
недочетов;
«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов.
3.9. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, рассматриваются
индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются замена
согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении
отметки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
3.10.
Тестовые работы по учебным предметам оцениваются следующим образом:
сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов,
набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к
максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Для обучающихся с
ЗПР:
Максимальный (самый высокий) уровень 85 – 100 % - «5»
Повышенный (функциональный) уровень 84 – 70 % - «4»
Базовый (средний) уровень 50 – 69 % - «3»
Ниже базового уровень 30 – 49 % - «2»
Для обучающихся с легкой (умеренной) степенью умственной отсталости:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
3.11. Фиксация результатов промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР и легкой
(умеренной) степенью умственной отсталости применяются следующие формы оценивания:
4-х балльная система оценивания в виде отметки (в баллах). Критерии оценивания по каждому
предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и
утверждаются Педагогическим советом.
3.12. Для проведения промежуточной аттестации составляется график, утверждаемый
директором школы, который является открытым для всех участников образовательных
отношений — педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных
представителей).
3.13. Годовые отметки по всем предметам учебного плана учащихся с ЗПР и легкой
(умеренной) степенью умственной отсталости выставляются в личное дело обучающегося и
являются основанием для его перевода в следующий класс или для допуска к экзамену по
трудовому обучению выпускников с умственной отсталостью (легкой и умеренной).
3.14. В первом классах школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. В
течение учебного года отметки учащимся не выставляются. Не допускается использование
любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики,
солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
3.15. Результат продвижения первоклассников в развитии может определяться на основе
анализа (1 раз в триместр) их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития
речи.
3.16.
При выставлении отметок за четверть и полугодие по всем предметам учебного
плана, кроме музыки, кубановедения, изобразительного искусства, технологии, основ
безопасности и защиты Родины, физической культуры, ОДНКР, индивидуальный проект,
проектная и исследовательская деятельность - используется рейтинговая система оценки знаний.
Все отметки условно делятся на группы и каждой группе присваивается свой коэффициент, который
возрастает с учетом значимости отметки (Приложение 3).
Промежуточная аттестация по учебному предмету «ОРКСЭ», коррекционной работе не
проводится.
3.17. Отметки обучающихся за четверть / полугодие выставляются на основании результатов
текущего контроля успеваемости. Отметка за четверть / полугодие складывается на основе
результатов письменных работ и устных ответов учащихся с учетом их фактических знаний,
умений и навыков. Результативность достижений учащихся оценивается в виде
отметок«5»,«4»,«3»,«2».
При выставлении итоговой отметки за четверть (полугодие):
- отметка «5» выставляется в случае, если средний балл составляет 4,60 – 5,0 при
отсутствии текущих оценок «2»;
- отметка «4» - если средний балл составляет 3,60 - 4,59;
- отметка «3» - если средний балл составляет 2,60 -3,59;
- отметка «2» - если средний балл составляет 2,0 – 2,59.
При выставлении итоговой отметки за четверть (полугодие) применяется
средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся
(Приложение 4).
3.18. Отметки выставляются учителем до начала каникул или начала итоговой аттестации.
3.19. В случае невыполнения учебной программы в течение учебной четверти/полугодия
обучающиеся 2-11 классов являются не аттестованными по конкретному учебному предмету;
графа классного журнала при выставлении четверной/полугодовой отметки остается
незаполненной.
3.20. Четвертные / полугодовые отметки выставляются целыми числами как среднее
арифметическое текущих отметок с учетом правила математического округления по музыке,
кубановедению, изобразительному искусству, технологии, основам безопасности и защите
Родины, физической культуре, ОДНКР, индивидуальному проекту, проектной и
исследовательской деятельности, элективным курсам.
3.21. Учитель - предметник оценивает обучающегося, имеющего не менее 3 оценок и по
уровню фактических знаний при условии выполнения условий, описанных в п. 2.10.
3.22.Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть
установлены МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко для следующих категорий учащихся по
заявлению учащихся (их законных представителей):
выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на российские или
международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные
сборы и иные подобные мероприятия;
отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
находящихся на лечение или реабилитации;
для иных учащихся по решению педагогического совета.
3.23. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок
проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.
3.24. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на совещаниях при директоре,
заседаниях методических объединений и педагогического совета МБОУ СОШ № 3 им. В.В.
Петренко.
4. Годовая аттестация обучающихся переводных классов
4.1. Во 2-9 классах годовые отметки выставляются до начала каникул или начала
аттестационного периода на основании фактического уровня знаний обучающихся с учетом
четвертных и (или) полугодовых оценок, как среднее арифметическое четвертных/
полугодовых отметок с учетом правила математического округления, кроме учебного
предмета «ОРКСЭ», коррекционных курсов.
4.2. Если обучающийся не был аттестован по двум четвертям (одному полугодию), то
положительная годовая оценка может быть выставлена только после успешной сдачи
дифференцированного зачета или иной формы при подтверждении фактического уровня
знаний по данному курсу обучения.
4.3. Классные руководители обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей итоги
аттестации и решение педагогического совета школы о переводе обучающегося.
5.
Контроль и оценка метапредметных умений и «жизненных
компетенций» обучающихся
5.1. Оценка личностных результатов:
Методом оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного
прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у
учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать,
систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в
полном соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой оценке, т.к.
оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной
и образовательной деятельности школы.
5.2. Оценка метапредметных результатов
предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных,
коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий
обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и
управление ею.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе таких процедур, как
решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование,
итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе,
мониторинг сформированности основных учебных умений.
5.3. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного
оценивания, фиксируются, в форме Портфолио и учитываются при определении
итоговой отметки.
Количество, сроки и порядок проведения этих работ устанавливаются согласно
календарно-тематическому планированию по данному предмету.
5.4. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему
предмету учащихся на начало учебного года. В интересах оперативного управления
процессом обучения учитель, помимо контрольных работ, вправе проводить иные работы с
целью выявления индивидуальных образовательных
достижений обучающихся
(самостоятельные, проверочные работы), в том числе и в отношении отдельных
обучающихся. Количество, сроки и порядок проведения этих работ устанавливается
учителем самостоятельно.
5.5. Функция компонента «жизненной компетенции» заключается в обеспечении ребенка с
ОВЗ практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни
и формирующими основу социальных контактов.
5.6. Компонент «жизненной компетенции» в структуре образования умственно отсталых
детей рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками, которые необходимы
ребѐнку в обыденной жизни для решения различных практических задач и обеспечивают его
адаптацию и социализацию в общество.
5.7. Для оценки продвижения ребенка по компоненту «жизненной компетенции»
используется метод экспертной группы. Данная группа объединяет всех участников
образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребѐнком.
Задачей экспертной группы является выработка общей оценки достижений ребѐнка в сфере
жизненной компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка.
Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений
его поведения в повседневной жизни - в школе и дома. Результаты анализа фиксируются в
форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц:
0 баллов – нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании
динамики развития жизненной компетенции ребенка. Оценка результатов выполнения
специальной индивидуальной образовательной программы по каждой содержательной линии
позволяет составить подробную характеристику развития ребѐнка, их анализ также описать
динамику развития его жизненной компетенции. Результаты проведѐнного анализа
обобщаются экспертной группой в индивидуальном профиле развития жизненной
компетенции ребѐнка по следующим позициям:
-адекватность представлений обучающегося о себе;
-владение навыками в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания;
-осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной
организации;
-осмысление и дифференциация своего социального окружения, принятых ценностей,
социальных ролей (освоение доступных социальных ролей, овладение стандартными схемами
социального поведения, соблюдение общепринятых правил и норм);
-способность вступать в коммуникацию с окружающими, владение навыками
социального общения и общепринятыми правилами социального взаимодействия.
Результаты проведенного экспертной группой анализа рассматриваются на школьном
психолого-педагогическом консилиуме и в обобщенном виде заносятся в индивидуальные
психолого-педагогические карты обучающихся.
5.8. При обучении детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости,
сложным дефектом итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями
обучающего, где приоритетным является переход от достигнутого ребенком успеха к тому,
что ещѐ предстоит ему освоить. Наиболее значимыми этапами «жизненной компетенции»
для этой категории детей являются:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать
с ним).
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции
(изображения или вербально).
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год. Каждый учащийся в конце
года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Философия этой
формы оценки заключается в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к
тому, что он знает и умеет.
6. Порядок перевода обучающихся в следующий класс
6.1. Обучающиеся, освоившие в полном объѐме соответствующую образовательную
программу учебного года, переводятся в следующий класс.
6.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, адаптированной образовательной программы или
не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
признаются академической задолженностью.
6.3. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по
одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию
обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года
возлагается на их родителей (законных представителей).
6.4. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу не более двух
раз в период текущего учебного года. В указанный период не включаются время болезни
обучающегося.
6.5. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия.
6.6. Обучающиеся по адаптированным образовательным программам, не ликвидировавшие
в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по
усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по другим видам адаптированных образовательных программ в
соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии либо на обучение по
индивидуальному учебному плану.
6.7. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению
Педагогического совета.
7. Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации
Участниками процесса промежуточной аттестации считаются: обучающийся и учитель,
преподающий предмет в классе, администрация школы. Права обучающегося представляют
его родители (законные представители).
7.2. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся, имеет право:
7.2.1. разрабатывать
материалы
для
всех
форм текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся за текущий учебный год;
7.2.2. проводить
процедуру
аттестации
и
оценивать
качество усвоения
обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки
7.1.
школьников требованиям ФГОС ОВЗ и ФГОС УО (ИН);
7.2.3. давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным
представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки по
предмету.
7.3. Учитель в ходе аттестации не имеет права:
- использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при
разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации, обучающихся за текущий учебный год;
-использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и
практическом плане, без разрешения директора;
-оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное, некорректное
отношение.
7.4. Классный
руководитель
обязан
проинформировать
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся через дневники обучающихся класса,
родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля
успеваемости и
промежуточной аттестации за год их ребенка. В случае
неудовлетворительной аттестации обучающегося по итогам учебного года письменно
уведомить его родителей (законных представителей) о решении Педагогического совета, а
также о сроках и формах ликвидации задолженности. Уведомление с подписью родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся передается заместителю
директора по УВР.
7.5. Обучающийся имеет право:
- знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок,
критериями оценивания;
-проходить все формы промежуточной аттестации за текущий учебный год в порядке,
установленном МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко;
-в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации за год, ее отсрочку.
7.6.Обучающийся обязан выполнять требования, определенные настоящим Положением.
7.7.Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право:
-знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок,
критериями оценивания;
-обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка в случае нарушения школой
процедуры аттестации.
7.8. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося обязаны:
-соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося;
-вести контроль
текущей успеваемости своего ребенка, результатов его
промежуточной аттестации;
-оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности в течение
учебного года в случае перевода ребенка в следующий класс условно.
7.9. Заявления обучающихся и их родителей (законных представителей), не согласных с
результатами промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету,
рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией. Для пересмотра, на
основании письменного заявления родителей, приказом по школе создается комиссия из трех
человек, которая в письменной форме в присутствии родителей (законных представителей)
обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому
уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным.
7.10. Учреждение определяет нормативную базу проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, их порядок, периодичность,
формы, методы в рамках своей компетенции.
8. Конфликтная комиссия
7.1. Конфликтная комиссия создается приказом директора для разрешения возникшей
конфликтной ситуации в период проведения промежуточной аттестации.
7.2. Комиссия состоит из 3-х человек в составе председателя и членов комиссии.
Председателем является директор школы или заместитель директора. Членами комиссии
могут быть назначены заместители директора, руководители методических объединений,
учителя – предметники. Персональный состав комиссии определяется приказомдиректора.
7.3. Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение двух рабочих дней после
его подачи.
7.4. Обучающийся и (или) его родители (законные представители) имеют право
присутствовать при рассмотрении заявления.
7.5. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным
9. Обязанности администрации в период подготовки, проведения и после
завершения промежуточной аттестации обучающихся
9.1. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся администрация
школы:
-организует обсуждение на заседании педагогического совета вопросов о порядке и формах
проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе отметок по ее результатам;
-доводит до сведения всех участников образовательного процесса сроки перечень
предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также
формы ее проведения;
-формирует состав аттестационных комиссий по учебным предметам;
-организует экспертизу аттестационного материала;
-организует необходимую консультативную помощь обучающимся при их подготовке к
промежуточной аттестации.
9.2. После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует
обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений иПедагогического совета.
9.3. Данное Положение действительно со дня утверждения приказом директора Школы до
отмены действия или замены новым.
Приложение 1
к Положению о формах,
периодичности, порядке
текущего контроля
успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся с ОВЗ
и умственной отсталостью (ИН)
МБОУ СОШ № 3 им.В.В. Петренко
Описание форм контроля
Анализ музыкальных произведений - форма контроля, позволяющая оценить умение
обучающегося характеризовать музыкальное произведение, опираясь на знание основ
музыкального искусства и собственное впечатление.
Анкета/формуляр - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося работать с
опросным листом для внесения данных/формой для ответов на определенные вопросы для
получения определенной информации.
Аудирование - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося воспринимать
и понимать содержание звучащих текстов.
Ведение тетради - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося соблюдать
единый орфографический режим, правильность выполнения письменных работ, соответствие
их объема и содержания требованиям.
Виртуальный практикум - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
применять теоретические знания путем имитационного проведения экспериментов.
Вокально-хоровая работа - форма контроля музыкальной деятельности, позволяющая
оценить певческие навыки (качество звуковедения и чистота интонации (хоровой строй),
артикуляция и дикция, атака звука, дыхание) обучающегося и его умение раскрыть образное
содержание, интонационные, жанровые, стилистические особенности произведения, передать
его характер в сольном или хоровом исполнении.
Всероссийская проверочная работа (ВПР) – форма контроля, проводимая в учреждениях
общего образования, предназначенная для отслеживания состояния системы образования путем
проверки знаний среди обучающихся по отдельным предметам на основе единых заданий.
Выразительное чтение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
выразительно читать (в том числе наизусть) с соблюдением норм литературного произношения,
передавая идейно-образное содержание текста.
Географический диктант - форма контроля, позволяющая оценить комплексные
географические знания обучающегося.
Грамматическое задание - форма контроля, позволяющая оценить результаты усвоения
обучающимся изучаемых грамматических явлений, умение производить простейший языковой
анализ слов и предложений.
Графический диктант - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося
представлять решение задачи в условно-графической форме.
Демонстрация техники упражнений - форма контроля, позволяющая оценить навык
обучающегося в демонстрации упражнения наиболее рациональным и эффективным способом,
близким к эталонному.
Диалог/полилог
форма
контроля,
позволяющая
оценить
качество
диалогического/полилогического общения участников, состоящего из непосредственного
обмена высказываниями между двумя или несколькими лицами на основе равенства их
позиций.
Диктант - форма контроля, позволяющая оценить орфографические и пунктуационные
навыки обучающегося.
Дневник самоконтроля - форма контроля, позволяющая оценить умение вести специально
разработанную тетрадь, предназначенную для мониторинга состояния своего физического
развития и самочувствия, до, в процессе и после физических занятий.
Доклад - форма контроля, позволяющая оценить навыки публичного развернутого
выступления обучающегося по определённому вопросу, основанного на самостоятельно
привлечённой, структурированной и обобщенной им информации, в том числе в виде
презентации.
Домашнее задание - форма контроля, при которой проверяется и оценивается умение
обучающегося самостоятельно выполнить задания на закрепление и углубление знаний,
речевых навыков и умений, полученных на уроке.
Зачет - форма контроля, позволяющая оценить уровень достижения образовательных
результатов обучающегося посредством индивидуального или группового собеседования или
выполнения практической работы.
Изложение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося излагать
содержание прочитанного или услышанного текста. Основными критериями при этом являются
полнота изложения, фактическая правильность, грамотность, последовательность, логичность.
Инструментальное музицирование - форма контроля музыкальной деятельности,
позволяющая оценить умение обучающегося исполнять музыку на элементарных (детских)
музыкальных инструментах, отражая характер произведения, его стилистические и жанровые
особенности, раскрывая образное содержание, демонстрируя ритмическую и интонационную
точность, ансамблевость исполнения.
Исследовательская работа - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
проводить исследование для получения новых знаний, проверки гипотез, установления
закономерностей, обобщения и обоснования информации.
Комбинированная работа - форма контроля, позволяющая оценить предметные знания,
умения и навыки обучающегося посредством выполнения практических и теоретических
заданий разного типа.
Конкурс - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося представлять
результаты творческой работы, художественное исполнение, решение научно-познавательной
задачи в условиях конкурсных испытаний.
Конспект - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося вести связное,
сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала
(статьи, доклада, книги, лекции и др.).
Конференция - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося публично
представлять свои проектные или исследовательские работы, отвечать на вопросы, участвовать
в дискуссии.
Лабораторная работа - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося
проводить изучение и исследование характеристик заданного объекта экспериментальным
методом с применением лабораторного оборудования.
Лабораторный опыт - форма контроля, позволяющая оценить практические умения
обучающегося в изучении количественных или качественных характеристик изучаемого
объекта, процесса или явления в ходе непродолжительного по времени одноактового
исследования с применением лабораторного оборудования.
Личное письмо/открытка - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
составлять письменное обращение близкому человеку, например, другу по переписке,
оформленное в соответствии с определенными правилами.
Математический диктант - форма контроля, позволяющая оценить способность
обучающегося к восприятию задания на слух, поиску решения и письменной фиксации
решения или ответа.
Монолог - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося излагаться устно.
Музыкальная викторина - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося на
слух распознавать и определять жанровую или авторскую принадлежность музыкальных
произведений, их форму, характер или образное содержание, имя, тип или состав исполнителей.
Музыкальный дневник - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
фиксировать собственные впечатления, возникшие при прослушивании (разучивании)
музыкального произведения, посещении концерта или музыкального спектакля, и/или
выражать их в творческой форме (например, в виде рассказа, эссе, стихотворения, рисунка).
Олимпиада - форма контроля, позволяющая оценить способности обучающегося к решению
творческих задач.
Опрос - форма контроля, позволяющая оценить уровень знаний, умений и навыков
обучающегося посредством устных и/или письменных вопросов.
Осложненное списывание - форма контроля, позволяющая оценить орфографические и
пунктуационные навыки обучающегося посредством списывания текста, содержащего
орфографические и пунктуационные изменения, а также выполнения заданий по данному
тексту.
Пересказ - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося устно излагать
прочитанный/прослушанный текст (правильность передачи основного содержания текста,
последовательность и полнота развития сюжета, выразительность при характеристике образов).
Письменный ответ - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося построить
развернутое письменное высказывание по предложенному вопросу/на заданную тему.
Основными критериями оценки при этом являются полнота, аргументированность, связность и
последовательность изложения.
Практическая работа - форма контроля, позволяющая оценить уровень практических
навыков и умений обучающегося.
Проект - форма контроля, позволяющая оценить способность обучающегося осуществлять
деятельность, направленную на создание продукта.
Работа с картой - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося распознавать
объекты на карте, извлекать из карты необходимую информацию.
Реферат - форма контроля, позволяющая оценить навыки поиска и анализа информации у
обучающегося, а также его способности представления ключевых идей и формулирования
выводов на их основе, выполненного по определенным правилам оформления.
Решение задач - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося выполнять
действия, направленные на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи.
Словарный ассоциативный ряд - форма контроля, позволяющая оценить умение
обучающегося приводить ассоциативные ряды, возникающие с определенной лексической
единицей.
Словарный диктант - форма контроля, позволяющая оценить знание обучающимся слов с
непроверяемыми написаниями и владение навыками их правописания.
Смысловое чтение - форма контроля, позволяющая оценить способность обучающегося
понимать смысловое содержание текста.
Соревнование - форма контроля, предполагающая состязание (матч) среди обучающихся или
команд обучающихся по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях
выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному положению
(регламенту).
Сочинение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося создавать
связный текст с учетом языковых норм.
Списывание - форма контроля, позволяющая оценить каллиграфические, орфографические и
пунктуационные навыки обучающегося при копировании печатного текста.
Творческая работа - форма контроля, позволяющая оценить продукт творческой
деятельности обучающегося.
Терминологический диктант - форма контроля, позволяющая оценить уровень владения
обучающимся терминологическим аппаратом предмета.
Тест - форма контроля, позволяющая оценить уровень знаний, умений и навыков
обучающегося через систему тестовых заданий/вопросов.
Тестирование физических качеств - форма контроля, предполагающая измерение или
испытание, стандартное задание, проводимое для определения и оценки уровня физического
состояния, физической подготовленности и двигательных способностей на основе комплекса
разнообразных упражнений.
Техника чтения - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося читать и
понимать прочитанное. Основными критериями оценки при этом являются способ чтения,
правильность, осознанность.
Устный ответ - форма контроля, позволяющая оценить индивидуальные особенности
усвоения обучающимся учебного материала и проверить умение строить связное, логически
последовательное сообщение на заданную тему или поставленный вопрос.
Устный счет - форма контроля, позволяющая оценить умение выполнения обучающимся
вычислений без помощи дополнительных устройств и приспособлений.
Учебная работа - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося создавать
завершенную художественную работу по предложенному образцу.
Учебное задание - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
самостоятельно (индивидуально или в группе, в классе или дома) найти решение поставленной
задачи.
Учебное упражнение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося
самостоятельно выполнять задания на отработку конкретных предметных умений и навыков.
Читательский дневник - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося вести
записи и формулировать впечатления о прочитанных книгах.
Чтение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося воспринимать и
понимать содержание графически зафиксированных текстов.
Экспериментальная работа - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося
при выполнении опытно-поисковой работы и/или эксперимента.
Эссе - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося создавать небольшой
прозаический текст, выражая собственную точку зрения о каком-либо предмете, теме,
проблеме.
Приложение 2
к Положению о формах, периодичности,
порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко
Перечень форм контроля по учебным предметам
Предмет
Биология
География
Изобразительное
искусство
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Литературное
чтение
НОО
Математика
Формы контроля
ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее
задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс,
конспект, конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая
работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический
диктант, тест, устный ответ, учебное задание
ведение тетради, виртуальный практикум, географический диктант,
диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа,
комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос,
практическая работа, проект, работа с картой, реферат, решение задач,
творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное
задание
диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа,
комбинированная работа, конкурс, конференция, олимпиада, опрос, проект,
реферат, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ,
учебная работа, учебное упражнение
анкета/формуляр, аудирование, диалог/полилог, диктант, доклад, домашнее
задание, зачет, изложение исследовательская работа, комбинированная работа,
конкурс, конспект, конференция, личное письмо/открытка, монолог,
олимпиада, опрос, проект, реферат, словарный ассоциативный ряд, творческая
работа, тест, техника чтения, устный ответ, учебное задание, учебное
упражнение, чтение, эссе
виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет,
исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект,
конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат,
решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный
ответ
ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее
задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс,
конспект, конференция, олимпиада, опрос, проект, работа с картой, реферат,
творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное
задание
выразительное чтение, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет,
изложение, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс,
конспект, конференция, олимпиада, опрос, письменный ответ, практическая
работа, проект, реферат, сочинение, творческая работа, терминологический
диктант, тест, техника чтения, устный ответ, читательский дневник, эссе
ведение тетради, выразительное чтение, диалог/полилог, доклад, домашнее
задание, изложение, исследовательская работа, комбинированная работа,
конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, пересказ, практическая
работа, проект, решение задач, смысловое чтение, сочинение, творческая
работа, тест, техника чтения, устный ответ, эссе
лабораторная работа, ведение тетради, виртуальный практикум,
Математика (НОО)
Музыка
ОБЗР
Обществознание
ОДНКР
Окружающий мир
НОО
ОРКСЭ
Русский язык
Русский язык НОО
Труд (технология)
Труд (технология)
НОО
диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследование,
комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, математический
диктант, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение
задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ,
устный счет, учебное задание, экспериментальная работа
ведение тетради, виртуальный практикум, графический диктант,
диалог/полилог, домашнее задание, исследовательская работа,
комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос,
практическая работа, проект, решение задач, творческая работа,
терминологический диктант, тест, устный ответ, устный счет
анализ музыкальных произведений, ведение тетради, вокально-хоровая работа,
диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, инструментальное
музицирование, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс,
конспект, музыкальная викторина, музыкальный дневник, опрос, проект,
реферат, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ,
учебное задание
виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет,
исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект,
олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, соревнование, тест,
устный ответ, учебное задание
ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее
задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс,
конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект,
реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест,
устный ответ, учебное задание, эссе
ведение тетради, диалог/полилог, доклад, домашнее задание,
исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конференция,
олимпиада, опрос, практическая работа, проект, творческая работа, тест,
устный ответ
ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее
задание, комбинированная работа, исследовательская работа, конкурс,
конспект, конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая
работа, проект, решение задач, творческая работа, терминологический диктант,
тест, устный ответ
ведение тетради, диалог/полилог, доклад, домашнее задание,
исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конференция,
олимпиада, опрос, практическая работа, проект, творческая работа, тест,
устный ответ
ведение тетради, диалог/полилог, диктант, доклад, домашнее задание, зачет,
изложение, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс,
конспект, конференция, олимпиада, опрос, осложненное списывание,
письменный ответ, практическая работа, проект, реферат, словарный диктант,
сочинение, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ,
учебное упражнение, эссе
ведение тетради, грамматическое задание, диалог/полилог, диктант, домашнее
задание, изложение, исследовательская работа, комбинированная работа,
конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа,
проект, решение задач, словарный диктант, сочинение, списывание, творческая
работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, эссе
виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет,
исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, лабораторная
работа, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, творческая
работа, тест, устный ответ, учебное задание
ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад/реферат,
домашнее задание, исследовательская работа, комбинированная работа,
Физика
Физическая
культура
Химия
конкурс, конспект, конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос,
практическая работа, проект, решение задач, творческая работа,
терминологический диктант, тест, устный ответ
виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет,
исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект,
конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая работа,
проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический
диктант, тест, устный ответ, учебное задание, экспериментальная работа
демонстрация техники упражнений, диалог/полилог, дневник самоконтроля,
доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная
работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая
работа, проект, реферат, соревнование, творческая работа, тест, тестирование
физических качеств, устный ответ, учебное задание
ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее
задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс,
конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект,
реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест,
устный ответ, учебное задание, экспериментальная работа
Приложение 3
к Положению о формах, периодичности,
порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко
Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся
1. Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся
представляет собой интегральную оценку результатов всех видов учебной деятельности
обучающихся в течение учебного периода.
2. Средневзвешенная система оценки образовательных достижений, обучающихся
предполагает введение весового коэффициента к отметке оценивания за все виды учебной
деятельности в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
3. Весовой коэффициент вида учебной деятельности - это числовой коэффициент,
отражающий значимость данного вида деятельности, в т. ч. текущего контроля и
промежуточной аттестации, в сравнении с другими видами учебной деятельности. Выражается
он запрограммированным весом отметки.
4. Весовой коэффициент вида учебной деятельности позволяет:
• повысить роль отдельных форм текущего и промежуточного контроля;
• снизить роль случайных факторов при оценивании работ во время текущего контроля и
промежуточной аттестации,
• объективно оценить образовательные достижения обучающихся как в ходе освоения
отдельных тем, разделов учебных предметов, так и при выставлении отметок за учебный
период (четверть/триместр, полугодие, год).
5. Весовой коэффициент способствует мотивации учащихся на достижение более высоких
образовательных результатов, осознанное осуществление учебной деятельности.
6. Весовой коэффициент видов учебной деятельности (форм текущего контроля и
промежуточной аттестации) программируется в электронном журнале/дневнике аналитическоинформационной системе «Сетевой Город» (АИС «Сетевой Город»). В электронном
журнале/дневнике АИС «Сетевой Город» автоматически отражается средневзвешенный балл за
выбранный учебный период.
Весовые коэффициенты видов контрольной деятельности
в рамках текущей и промежуточной аттестации
№
п/п
1.
Предмет
Все предметы, по которым
проводится текущий контроль
в данной форме
Формы
текущего контроля
Независимая (внешняя) оценка
образовательных достижений
обучающихся
Вес
отметки
3
2.
Все предметы, по которым
проводится текущий контроль
в данной форме
Тестирование
Зачет
2
3
3.
Все предметы, по которым
проводится текущий контроль
в данной форме
Проверочная работа
Математический диктант
Мониторинговая работа
2
2
2
4.
Все предметы, по которым
проводится текущий контроль
в данной форме
Тематическая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
(четверть, полугодие, год)
Административная контрольная
работа
Практическая работа
Лабораторная работа
3
3
Контрольный диктант
Контрольное списывание
Контрольное сочинение (5-11
классы)
Контрольное изложение (4-11
классы)
Словарный диктант
3
Контроль навыков говорения
3
Комплексная работа
3
Диагностическая работа
2
Эссе
3
5.
Все предметы, по которым
проводится текущий контроль
в данной форме
6.
Русский язык
7.
8.
Иностранный язык
Обществознание, история
3
1
1
3
2
2
Приложение 4
к Положению о формах, периодичности,
порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
МБОУ СОШ № 3 им. В.В. Петренко
Шкала соответствия средневзвешенной отметки
и четвертной/полугодовой отметки
Средневзвешенная отметка
Четвертная/полугодовая отметка
0 – 2,59
2
2,6 – 3,59
3
3,6 – 4,59
4
4,6 - 5
5