17.10.2024
«Билет в будущее" – это
Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников, который
реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта
«Образование».
Цель Проекта –
формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее ГПС) обучающихся
6-11 классов образовательных организаций.
Задачи Проекта:
- построение системы содействия профессиональному
самоопределению обучающихся образовательных организаций, основанной на
сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего,
практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к
формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;
- расширение, систематизация и обогащение
инструментами и практиками региональных моделей профессиональной
ориентации обучающихся;
- разработка программ профессиональной ориентации
для групп обучающихся по возрастам (6, 7, 8, 9, 10, 11 классы);
- разработка программ профориентационного
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ОВЗ) по разным нозологиям и возрастам;
- выявление уровня сформированности внутренних
(мотивационно-личностных) и внешних (знаниевых) сторон ГПС у обучающихся,
формирование форматов и средств профориентационной помощи на этой основе;
- формирование индивидуальных рекомендаций для
обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в
зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им
возможностей;
- информирование обучающихся о специфике рынка
труда и системе профессионального образования (включая знакомство с
перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и
отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч.
профессиональных проб;
- формирование у обучающихся карьерной грамотности
и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной
самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого
опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального
самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб,
осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной
траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей
среды;
- совершенствование профессиональных компетенций
специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной
организации (педагогов-навигаторов), по формированию ГПС обучающихся через
участие в программе дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации);
- повышение активности, ответственности,
грамотности родителей в части содействия обучающимся в формировании навыка
осознанного выбора.
Участие в
реализации проекта принимают учащиеся 6–11 классов, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья, родители, педагоги, специалисты, представители среднего
профессионального и дополнительного образования.
Принять
участие в проекте можно на новой цифровой платформе https://bvbinfo.ru/ с
возможностью пройти тестирование и диагностику, получить методические
рекомендации в построении дальнейшей профессиональной траектории.
Проект нацелен на
практическую профориентацию, поэтому каждый зарегистрированный школьник сможет
пройти 3 этапа профориентации:
- профориентационный
урок;
- онлайн-тестирование
и групповая консультация с
- педагогом-навигатором;
- практические
мероприятия для профориентации.
Что проект даст ребенку?
Опираясь на собранную информацию и
свой опыт на проекте, школьник сможет построить свой индивидуальный
образовательный трек и решить, каким будет его будущее после школы:
- подросток узнает подробно о современных
профессиях и профессиях, которые могут понадобиться в будущем;
- попробует профессии на практике и обдуманно
выберет те, которые ему интересны больше всего, а возможно, найдет и
своего будущего работодателя;
- подросток получит индивидуальную рекомендацию по
выбору профессионального направления и образования;
- получит совет от педагогов-навигаторов и от
специалистов тех профессий, которые ему понравились;
- даже если он не выберет одну конкретную
профессию, то задумается о том, кем он хочет стать в будущем и что для
этого делать сейчас.
В чем роль родителей?
Кажется, что каждый этап
подросток может пройти самостоятельно. Вот прошел тестирование, сходил куда-то
на экскурсию, а еще пообщался с педагогом. На самом деле, это не совсем так.
Чтобы проект не стал просто новой галочкой в портфолио или еще одной проходящей
инициативой «сверху», а превратился в инструмент самопознания и познания мира
для подростка, родителям необходимо включиться в процесс профориентации.
Поддержите своего подростка
на каждом этапе: интересуйтесь, обсуждайте профессии, помогите найти сильные
стороны и выделить особенности своего ребенка, участвуйте в проекте вместе с
ним. В этом случае ваш ребенок получит максимальную пользу от проекта и найдет
свой «Билет в будущее».